Уважаемые посетители нашего сайта. Веб-сайт находится в режиме тестирования. Приносим извинения за временные неудобства. Перейти на старую версию сайта

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕРИОДА, ПРОЦЕССОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ И КАНИКУЛЯРНЫХ ДНЕЙ

 

Учебный год в Академии включает в себя три семестра: два - по 15 недель (осенний и весенний) и один - летний семестр до 6 недель, для ликвидации академической задолженностей, разницы в учебных дисциплинах, образовавшихся при переводе с одной специальности на другую или восстановлении или  повышения среднего балла успеваемости (GPA). Учебный процесс осуществляется в соответствии с академическим календарем, который разрабатывается и утверждается на каждый учебный год. Осенний и весенний семестры заканчиваются экзаменационными сессиями (зимняя и летняя) продолжительностью 2-3 недели каждая. 

Тебе надо знать, что в зависимости от специальности у тебя будут учебная и производственная (преддипломная) практики продолжительностью в соответствии с графиком учебного процесса. Любой вид практики обеспечивают закрепление полученных теоретических знаний и формирование профессиональных, практических навыков.             

Если в школе у тебя были уроки, на которых тебе объясняли новый материал и сразу опрашивали с выставлением оценки, то учебные занятия в соответствии с кредитной технологией обучения имеют свои формы и особенности:

Лекционные занятия – это занятия, которые проводятся преимущественно потоком и имеют организующую и направляющую роль в учебном процессе. На лекциях студенты информационный материал по конкретной дисциплине в соответствии с календарно-тематическим планом, определяющие основу подготовки бакалавров. Задача обучающихся не только слушать, но и освоить прослушанный материал, который затем закрепляется на практических и семинарских занятиях. Если лекция внимательно прослушана и хорошо понята, она активизирует мысленную деятельность. Кроме того, лекция обеспечивает эмоциональное взаимодействие обучающихся с лектором-преподавателем, их творческое общение.

Практические (семинарские) занятия – это вид занятий, которые проводятся в студенческих группах и предусматривают углубленное изучение и закрепление лекционного материала на основе решения ситуационных, практических задач, кейсов, проведения деловых игр, дискуссий и других форм организации учебного занятия. Семинары развивают творческую самостоятельность студентов. В процессе семинарских занятий студенты приобретают навыки оформления научных работ и овладевают искусством устного и письменного изложения материала, разработки и обоснования выводов. Практические занятия больше направлены на решение различных прикладных задач, 

Лабораторные занятия – занятия, проводимые в специально оборудованном учебном помещении для закрепления лекционного материала и апробации результатов практических занятий на основе экспериментальных методов с использованием оборудования, приборов. 

Самостоятельная работа обучающегося (СРО) – полностью самостоятельное изучение студентом определенного перечня тем или вопросов дисциплины, выполнение заданий к ним в соответствии с рекомендуемой преподавателем учебно-методической литературой, методическими разработками и программами.

Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП) – одна из форм учебной работы при кредитной технологии обучения, которая проводится в виде консультаций как в группе, так и индивидуально, и выполняет две функции: консультативную и контролирующую.

Консультативная функция заключается в следующем:

Контролирующая функция осуществляется в ходе текущего рубежного контроля, учета и оценки знаний студента.

В учебном процессе для обучающихся на программе бакалавриата предусмотрены:

Каникулы предоставляются студентам после каждого семестра; продолжительность зимних каникул 3 недели, летних – до 11 недель. У студентов, которые будут проходить обучение в летнем семестре, каникулы сокращаются до 6 недель.

Для всех видов аудиторных занятий академический час установлен продолжительностью 50 минут.

1 кредит равен 30 академическим часам. Соответственно, дисциплина объемом 5 кредитов предполагает 150 академических часов, из которых 30 часов лекций, 15 часов практических (семинарских)/лабораторных занятий, 75 часов самостоятельной работы под руководством преподавателя (далее СРОП) и 30 часов самостоятельной работы обучающегося (далее СРО). Дисциплина объемом 4 кредита – 120 часов, из которых 18 часов лекционных занятий, 18 часов – практических (семинарских)/лабораторных занятий, 64 часа СРОП и 20 часов СРО.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Теперь объясним систему контроля знаний, то есть, когда и как ты сможешь получать свои баллы, которые потом будут суммированы в итоговую оценку за дисциплину.

Во всех вузах Казахстана существует накопительная балльно-рейтинговая система оценок с использованием буквенных символов и соответствующего цифрового эквивалента, которая интегрирована в международную систему оценки знаний обучающихся. Балльно-рейтинговая система нужна для определения уровня знаний обучающихся, а также формирует совокупный показатель успеваемости обучающегося по всем дисциплинам и курсам (GPA).

Система оценки учебных достижений обучающихся

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Баллы

Оценка по

традиционной система

A

4,0

95-100

Отлично

A-

3,67

90-94

B+

3,33

85-89

Хорошо

B

3,0

80-84

B-

2,67

75-79

C+

2,33

70-74

C

2,0

65-69

Удовлетворительно

C-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

FX

0,5

25-49

Неудовлетворительно

F

0

0-24

 

 

Мониторинг знаний в рамках проведений текущего контроля (в течении учебных занятий), рубежного контроля (1 и 2), промежуточной аттестации (экзамен) предполагает накопление баллов по дисциплине в течение учебного периода (семестра). Обучающийся самостоятельно может осуществлять подсчет своего рейтинга допуска к экзамену. Нужно учесть, что ты можешь не иметь допуска к экзамену, и тогда у тебя образуется академическая задолженность по дисциплине, которую надо будет ликвидировать в летнем семестре на платной основе.

Таким образом, твой уровень учебных достижений по каждой дисциплине определяется итоговой оценкой, которая складывается из оценки рейтинга допуска к экзамену (средняя оценка суммы баллов по текущему и рубежным контролям) и оценки итогового контроля (экзамена).

Рейтинг допуска (Рд) к экзамену по итогам Рейтинга 1 и Рейтинга 2 должен составлять не менее 60 баллов.

Рейтинг допуска (Рд) на экзамен определяется следующим образом: оценки (рейтинг 1 + рейтинг2): 2 (среднеарифметическое значение).

Рейтинг 1 и Рейтинг 2 складывается из суммы всех оценок по текущему контролю, поделенному на предусмотренное количество оценок + оценка рубежного контроля, поделенная на 2 (среднеарифметическое значение).

Мы приведем пример с условно взятой дисциплиной, чтобы ты понял, как рассчитывается твоя конечная оценка.

Например, в течение первых 8 недель семестра по дисциплине предусмотрено 7 заданий, по которым студент получил следующие оценки из 100 максимально возможных по каждому заданию: 85, 75, 90, 60, 74, 83, 79. Средняя оценка текущего контроля (Тк) определяется среднеарифметическим значением: (85+75+90+60+74+83+78) : 7 (количество предусмотренных  оценок) = 78 (если округлить 77,85). (1 Тк)

На рубежном контроле 1, например, студент получил 71 балл (1 Рк) из 100 максимальных. 

Рейтинг 1 определяется Р1 = (1Тк+ 1Рк) : 2,  то есть  (78 + 71) : 2 = 75 (если округлить 74,5).

На последующих 7 неделях семестра по этой же дисциплине предусмотрено выполнение 6 заданий, по которым этот же обучающийся получил 64, 71, 84, 75, 60, 81.

Средняя оценка текущего контроля составит: (64+71+84+75+60+81) : 6 (количество предусмотренных оценок) =  73 (если округлить 72,5) (2Тк). На рубежном контроле 2 студент получил 79 баллов (2Рк) из 100 максимальных.

Рейтинг 2 составит Р2 = (2Тк + 2Рк): 2, т.е. ( 73 + 79) : 2 = 76.

Рейтинг допуска составит: Рд = (78 + 76): 2 = 77 баллов. А это значит, что обучающийся допущен до экзамена, потому что набрал больше 60 баллов.

Итоговый контроль Ик (экзамен) также оценивается по 100-балльной шкале. Результат экзамена признается положительным только при наборе не менее 50 баллов из 100 максимальных и подлежит учету для расчета итоговой оценки:

Например, студент на экзамене (итоговый контроль – Ик) получил 96 баллов. В этом случае итоговая оценка (ИО) определяется ИО = 0,6РД+0,4Ик и составит: 0,6* (77 (Рд)) + 0,4*(96 (Ик)) = 84,6≈85.

Таким образом, студент получает «хорошо», что соответствует буквенной оценке В+, цифровой эквивалент составит 3,33 (используется для расчета GPA). Если студент на экзамене получил ниже 50 баллов, итоговая оценка не выводится и у студента по дисциплине устанавливается академическая задолженность. В случае неявки студента на экзамен без уважительной причины, ему выставляется 0 баллов.

В соответствии с буквенной системой оценки учебных достижений, соответствующая цифровому эквиваленту по балльной системе, итоговая оценка считается положительной при наличии у обучающегося не менее 50 баллов по всем видам контроля.

Дисциплина оценивается положительно, если итоговая оценка составляет не менее 50 баллов, что соответствует оценке «удовлетворительно» по традиционной системе. В случае итоговой оценки по дисциплине ниже 50 баллов, у обучающегося формируется академическая задолженность по данной дисциплине, которую обучающийся имеет возможность ликвидировать в летнем семестре на платной основе

По правилам кредитной технологии, пересдать дисциплину в эту же сессию с целью ликвидации задолженности, а также с целью повышения оценки, не разрешается.

Для пересдачи экзамена с оценки «неудовлетворительно» на положительную, обучающийся в летнем семестре текущего учебного года или академическом периоде (семестре) следующего учебного года вновь посещает все виды учебных занятий, получает допуск и сдает итоговый контроль. В случае повторного освоения дисциплины с целью ликвидации академической задолженности или повышения оценки по дисциплине, полученные оценки не обеспечивают возможность получения диплома с отличием.

Если по дисциплине предусмотрены курсовые работы, то они должны быть защищены до начала экзаменационной сессии и служат допуском к экзамену по данной дисциплине. Оценка по курсовой работе выставляется в отдельную ведомость и академический транскрипт студента по 100-балльной шкале. Оценка ниже 50 баллов является неудовлетворительной оценкой.

Оценка по учебной и профессиональной практике выставляется по итогам защиты представленного отчета в соответствии с продемонстрированными знаниями защищаемого объекта и оформленного отчета.

Оценка по итоговой государственной аттестации (госэкзамен) выставляется с учетом мнения всех членов государственной аттестационной комиссии и продемонстрированными знаниями по балльно-рейтинговой буквенной системе.

Оценка по защите дипломной работы (проекта) выставляется с учетом отзыва научного руководителя, оценки рецензента и итогов самой защиты.

А теперь выясним, что же такое GPA и как его подсчитать.

Средний балл (GPA – Grade Point Average) – средневзвешенная оценка уровня учебных достижений студента. Уровень GPA рассчитывается как отношение суммы произведений кредитов и итоговой оценки по дисциплине (в цифровом эквиваленте баллов) к сумме кредитов за текущий период обучения.

 

Пример расчета GPA

Наименование дисциплины

Количество кредитов

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Современная история Казахстана

5

В

3,00

Казахский язык

5

В-

2,67

Экономическая теория

4

B+

3,33

Иностранный язык

5

А

4,0

Математика в экономике

4

F

0

 

Современная история Казахстана:                5  х   3,00  = 15,00

Казахский язык                                                   5  х   2,67  = 13,35

Экономическая теория                                    4  х   3,33  = 13,32

Иностранный язык                                            5  х   4,0    = 20,00

Математика в экономике                               4  х   0      =    0

Итого сумма произведений кредитов на цифровые эквиваленты

 = 15,00+13,35+13,32+20,00+ 0 = 61,67

Общее количество кредитов по всем дисциплинам =5+5+4+5+4=23

GPA = сумма произведений кредитов на цифровые эквиваленты/ общее количество кредитов

GPA = 61,67 / 23 = 2,68

Ты лично несешь ответственность за обеспечение необходимого уровня GPA и должен контролировать GPA по итогам каждого семестра.

Для чего так важно добиваться определенного уровня GPA?

Достижение только определенного уровня GPA является основанием для перевода студента с курса на курс. Иногда бывает, что ты получил по всем дисциплинам положительные оценки, но все равно не набрал нужный уровень GPA. В этом случае тебе надо в летнем семестре снова изучать несколько дисциплин, чтобы получить по ним более высокий балл и тем самым повысить GPA до необходимого уровня. Ниже в разделе 7, ты можешь узнать какой показатель GPA нужен, чтобы быть переведенным на последующий курс.

ПРАВИЛА ВЫБОРА ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Когда ты начинаешь учиться, дисциплины, которые являются обязательными и называются обязательным компонентом, уже известны. Их перечень утверждается Министерством образования и науки, Академия не может их отменить или заменить. Этот перечень содержится в Типовом учебном плане ГОСО (Государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования). Но у Академии есть возможность дать своим обучающимся целый перечень элективных дисциплин (дисциплин компонента выбора) и этим образовательные программы разных вузов отличаются друг от друга. Преподаватели Университета разрабатывают каталог элективных дисциплин (КЭД), который представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин, входящих в компонент по выбору, где также содержится краткое описание дисциплины. У тебя есть возможность выбрать элективные дисциплины и тем самым сформировать свою образовательную траекторию, ее еще называют индивидуальной учебной программой (ИУП). С КЭД можно ознакомиться в библиотеке, на сайте или обратиться к эдвайзеру-куратору.

Что собой представляет каждая дисциплина, какие знания и навыки вы получите изучив ее, можно понять с помощью эдвайзера-куратора.

Состав эдвайзеров-кураторов в разрезе курсов и специальностей утверждается приказом президента-ректора из числа профессорско-преподавательского состава.

Как можно записаться на ту или иную элективную дисциплину? Для этого есть специальная процедура.

Процедура регистрации студентов на элективные дисциплины:

Запись обучающихся на изучение дисциплин (Enrollment) организуется кафедрой согласно графику.

Кафедра составляет график проведения презентаций элективных дисциплин с участием заведующего кафедрой и эдвайзеров-кураторов. В этот период преподаватели, эдвайзеры осуществляет консультационную помощь с целью записи (регистрации) на дисциплины компонента по выбору. 

Для этого обучающимся раздаются регистрационные листы, где они должны осуществить регистрацию на элективные дисциплины и подтвердить запись личной подписью. На основе регистрации обучающегося на элективные дисциплины формируется индивидуальный учебный план (ИУП). Внесение корректив в индивидуальный учебный план разрешается в течение одной недели после завершения регистрации.

При составлении ИУП ты должен:

1) ознакомиться с правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения;

2) соблюдать установленные сроки регистрации на учебные дисциплины и внесения изменений в ИУП;

3) записаться не менее чем на установленное количество кредитов в учебном году для освоения образовательной программы соответствующего уровня.

Учебная дисциплина компонента по выбору «открывается», т. е. вносится в индивидуальный учебный план студента в случае, если на данную дисциплину записались не менее 5 студентов. Если на дисциплину записывается менее 5 человек, кафедра информирует студентов о необходимости перерегистрации на другие элективные дисциплины, представленные в КЭД. Если студент в установленные сроки не прошел регистрацию на элективные курсы, кафедра оставляет за собой право его регистрации на «открытые» дисциплины. После завершения записи на элективные дисциплины, внесения корректировок по результатам перерегистрации индивидуальные учебные планы студентов (Curriculum) утверждаются заведующем кафедрой.

При регистрации на курсы по выбору существуют следующие приоритеты:

а) группы формируются только при наличии определенного Ученым Советом количества студентов, записавшихся на курс (как правило, не менее 10 человек);

б) первоочередной приоритет при записи на курсы по выбору к определенному преподавателю будет отдаваться обучающимся, записавшимся в более ранние сроки;

в) правом первоочередной записи будут обладать обучающиеся, имеющие более высокий GPA.

На основе индивидуальных учебных планов (ИУП) составляются рабочие учебные планы, которые являются основанием для разработки расписания учебных занятий.

В случае возникновения любых вопросов в течение периода регистрации можно обращаться к эдвайзеру, в Офис регистратора и на кафедры.

ПРОХОЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИК

 

Каждый обучающийся в процессе обучения должен пройти практику (в соответствии с ГОСО). Практика может быть пройдена только в сроки, которые обозначены в Графике учебного процесса, академическом календаре.

Для прохождения практики обучающийся должен определиться с базой практики. База практики – предприятия, организации, учреждения, учебные заведения, научные институты и центры и т.д., где проводится профессиональная практика. В выборе базы практики помощь оказывает кафедра.

По окончании всех видов практик обучающийся представляет отчет руководителю и защищает его перед комиссией. Оценка по итогам практики вносится в ведомость и академический транскрипт, а также учитывается при подсчете GPA.

Учебная практика – вид профессиональной практики, в ходе которой осуществляется интеграция учебного и практического содержания образовательной программы. Учебная практика направлена на приобретение умений и навыков практической деятельности и носит ознакомительный, экскурсионно-исследовательский характер. Учебная практика организуется на основании распоряжения заведующего кафедрой с указанием сроков прохождения практики и руководителя практики. Руководитель практики назначается заведующим кафедрой и осуществляет контроль над процессом прохождения практики обучающегося.

Производственная практика – вид профессиональной практики, направленной на закрепление теоретических знаний по базовым и профилирующим циклам дисциплин путем практического, реального выполнения обучающемся обязанностей специалиста, приобретение практических навыков и освоение опыта профессиональной и организаторской работы по профилю будущей специальности. В процессе производственной практики осуществляется непосредственная подготовка обучающегося к профессиональной деятельности по всем направлениям в реальных производственных условиях.

Преддипломная практика – вид профессиональной практики, проводимой перед началом дипломного проектирования с целью сбора обучающимся необходимого материала для выполнения бакалаврской выпускной работы (дипломной работы). Преддипломную практику обучающиеся проходят на 4 (выпускном) курсе после завершения теоретического обучения всей образовательной программы бакалавриата.

Обучающиеся, имеющие академические задолженности по дисциплинам учебного плана к прохождению преддипломной практики не допускаются.

Для определения и закрепления базы преддипломной практики обучающийся должен написать заявление на имя проректора по учебно-методической работе на утверждение темы и научного руководителя дипломной работы с указанием базы практики. На основании заявлений обучающихся кафедра готовит представление по закреплению базы практики. Закрепление базы практики оформляется приказом президента-ректора Академии.

После издания приказа президента-ректора база практики и тема дипломной работы изменению не подлежат.

Для прохождения практики обучающимся выдаются направление на практику и дневник практики. Программу практики по специальности обучающиеся могут получить на выпускающей кафедре или в библиотеке. 

Процесс прохождения преддипломной практики контролируется руководителем. Руководитель обеспечивает организационно-методическую помощь и осуществляет консультацию по вопросам прохождения практики, сбора материала для написания дипломной работы, осуществляет контроль над процессом формирования отчета по практике и систематизации практических данных для написания дипломной работы. По результатам практики обучающиеся представляют научному руководителю отчет по практике. Руководитель практики дает заключение о допуске отчета к защите. Защита отчета осуществляется перед комиссией из числа преподавателей кафедры. Оценка, полученная обучающимся по преддипломной практике, выставляется в ведомость, а также в транскрипт, и учитывается при подсчете уровня GPA.

Обучающийся, не прошедший любой из видов практики и не защитивший отчет по практике, определяется академическая задолженность по практике, и студент не подлежит переводу с курса на курс, а также не допускается к итоговой государственной аттестации (ГАК).

АКАДЕМИЧЕСКАЯ РАЗНИЦА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО СЕМЕСТРА

 

Обучающийся, получивший оценку «неудовлетворительно» или не явившийся на экзамен по неуважительной причине, а также не набравший уровень переводного балла, может ликвидировать свои задолженности в летнем семестре.

Летний семестр организуется на платной основе с целью дополнительного обучения для набора переводного балла, ликвидации академических задолженностей по дисциплинам и разницы в учебных программах.

Продолжительность летнего семестра составляет 6 недель.

Летний семестр обязаны пройти обучающиеся:

Летний семестр могут использовать также обучающиеся, которые не имеют академических задолженностей по итогам очередного курса и переведенные на следующий курс, но желают пройти дополнительные дисциплины.

На летний семестр допускается заявить не более 6 дисциплин с общим количеством кредитов 30, из которых не более трех дисциплин обязательного компонента.

Организация и проведение летнего семестра осуществляется на основе расписания занятий. Посещение занятий и своевременность сдачи задолженностей обязательна.

Контроль своевременности проведения занятий в летнем семестре и посещаемости занятий студентами проводит кафедра.

Запись на дисциплины летнего семестра осуществляется не позднее 15-ой недели весеннего семестра на кафедре.

Обучающийся должен лично осуществить запись (регистрацию) на дисциплины повторного изучения или академической разницы. Дисциплина летнего семестра «открывается», т. е. вносится в расписание при наличии не менее 5 человек, записавшихся на данную дисциплину. 

Обучающийся должен осуществить оплату кредитов по дисциплинам повторного изучения или академической разницы до начала занятий.

Приемная комиссия